
"..И еще один вопрос: бывает так, что при съемке портретов не все лицо
человека выглядит одинаково резко (например, нос получается резким, а
глаза — уже не очень). Если снимать в режиме приоритета диафрагмы, то
какое лучше значение выставлять"
В общем-то, для портретов
достаточно часто используют малую глубину резкости. Это позволяет хорошо
отделить объект от фона. Даже если за персонажем есть посторонние
предметы, они «уходят в нерезкость» и не отвлекают внимание. Кроме того,
смягчаются дефекты кожи.
И именно для уменьшения глубины
резкости портретисты пользуются светосильными объективами
(~F/1,2-F/1,4), и именно поэтому недолюбливают маленькие матрицы.
Но
малая глубина резкости очень коварна — достаточно небольшого смещения
точки фокусировки, чтобы резкой оказалась совсем не та часть
изображения, которая нужна. Например, на снимке в заголовке у игрушки
резко вышел кончик носа.
Почему происходят такие неприятности?
Во-первых, при использовании автоматической фокусировки камера может
попросту настроиться совсем не по той части кадра, которая нам нужна.
Современные компактные камеры с «искусственным интеллектом» выбирают
зоны фокусировки, пользуясь какой-то только им ведомой логикой, и,
зачастую по-разному даже при последовательной съемке совершенно
одинаковых кадров. Спасает тут только то, что у таких камер из-за очень
маленькой матрицы глубина резкости достаточно велика даже на полностью
открытой диафрагме. У зеркалки точки фокусировки выбирает фотограф… но
по невнимательности не обращает внимание, что она оказывается не на
нужном месте.
Но даже если фотограф внимателен, фиксирует фокус
на глазах (а именно они в идеале должны на портрете выйти наиболее
резко), но потом поправляет композицию — это может оказаться достаточно,
чтобы резкость «ушла» с глаз на нос или (как на этом снимке) на ухо.
Что
же делать?
Если хочется/необходимо использовать малую глубину
резкости, то, во-первых, закрепляем камеру на штативе. Во-вторых,
переключаем ее в режим ручной наводки на резкость (или автомат с ручной
подстройкой — у Olympus это обозначается «S-AF+MF»). А дальше уже всё
зависит только от нас. К сожалению, у любительских зеркальных камер
видоискатель не слишком удобен для точной наводки. На Olympus E-520
выручает наводка по дисплею LiveView с увеличением нужной зоны (т.е.
глаз).
Ну, а если условия съемки не позволяют ставить штатив,
неспешно настраивать фокус, пока «модель» терпеливо замерла в
ожидании..?
Тогда — увеличиваем глубину резкости настолько, чтобы
в неё гарантировано попало всё необходимое — то есть, как минимум, всё
лицо. (Но фокусироваться, несмотря ни на что, стараемся также — по
глазам)
Какую именно выставлять диафрагму, зависит от фокусного
расстояния и дистанции съемки. Увидеть в зеркальном
видоискателе, всё ли, что нужно, резко,— на любительской
камере — вам вряд ли удастся. Так что нужен расчет.
Возьмем для
примера объектив с фокусным расстоянием 50 мм — на камере стандарта Four
Thirds его ЭФР будет равно 100 мм, что вполне подходит для классической
портретной съемки. При дистанции съемки 1,5 м с диафрагмой F/4 (а так
мы можем ее открыть даже не на портретнике, а на китовом объективе)
глубина резкости составит всего 10 см. При фокусировке по глазам даже не
всякий нос полностью будет резким ;-)
Нужна 20-сантиметровая
глубина резкости? Стало быть, диафрагму придется закрыть до F/8. А вот
при двухметровой дистанции такая же зона резкости в 20 см получится уже
при F/4. (Такие расстояния, кстати говоря,— для лицевых портретов. При
съемке поясного, а тем более ростового, без светосильного объектива
никакой малой глубины резкости не получится, даже если очень стараться)
Источник: http://digest.subscribe.ru/kino/foto/n238340766.html |